Время на чтение ~ 10 минут
Давайте на минуту представим, как зарождается какое-нибудь дело. Пусть это будет, к примеру, небольшой островок по продаже аксессуаров для смартфонов. Главный герой этой истории — начинающий предприниматель Антон. Антон скопил небольшой стартовый капитал и нашел, где можно купить чехлы, пленки и зарядные устройства оптом и подешевле. Чтобы впустую не потратить деньги, наш герой обошел несколько торговых центров в самом сердце своего большого города и выяснил все условия, на которых он может поставить в них островок по продаже своих товаров. Выбрав оптимальные условия, Антон подписал договор с управляющей компанией наиболее привлекательного торгового центра и начал свою деятельность.
Стартовый бизнес-набор получился следующим:
- 1 торговая точка;
- 1 касса;
- Антон работает сам у себя, выполняет роль и собственника, и менеджера, и продавца;
- Для учета в своем деле он завел обычную Excel-таблицу, куда регулярно выгружает данные из онлайн-кассы.
В таблице Антон ведет учет всех доходов, расходов на закуп, рекламу, разработку сайта, выплату заработной платы, налогов и так далее. У Антона все идет хорошо, поэтому он решил открыть еще один островок в другой части этого же самого торгового центра. Чтобы это сделать, Антон должен нанять сотрудника, который будет осуществлять продажи на первой торговой точке вместо него.
Второй этап развития дела Антона:
- 2 торговые точки;
- 2 кассы;
- 2 сотрудника (не забываем, что Антон тоже выполняет функции рядового сотрудника);
- теперь Антон выгружает данные по продажам в Excel-таблицу сразу из двух онлайн-касс для ведения внутрифирменного учета;
Продажи идут, поэтому Антон решил переходить на третий уровень своего дела — открыть третью торговую точку в другом ТЦ и начать активные продажи через сайт.
Третий этап развития дела Антона:
- 3 торговые точки;
- 3 кассы;
- 3 сотрудника;
- выгрузка данных из трех касс, продажи через интернет.
Антону становится с каждым разом все сложнее следить за продажами, тратами на рекламу, закуп, выплату заработной платы и иными расходами. Антон начинает понимать, что считать все цифры становится сложнее, а времени на это уходит все больше. Герою становится непросто посчитать прибыль своей компании. А дело нужно развивать дальше: наш предприниматель хочет, помимо розничной продажи аксессуаров, заняться продажей мелким и средним оптом. Работы становится все больше и больше, и цифр тоже становится все больше и больше.
Четвертый этап развития дела:
- 3 торговые точки;
- 3 кассы;
- 4 сотрудника (Антон вышел из продаж на торговой точке и нанял еще одного продавца);
- выгрузка из трех касс, розничные продажи через интернет, а также продажи в мелкий и средний опт.
Здесь герой нашей истории уже начал порядком путаться, ему становится уже сложно понять, сколько денег он может взять из компании в виде дивидендов. Кроме того, Антон хочет взять полный контроль над бизнесом и начать планировать продажи. Наш предприниматель знает, сколько хочет заработать, но слабо представляет, что для этого нужно сделать: запустить рекламу? где это будет эффективнее? сколько я на это дополнительно потрачу? а есть ли вообще смысл?
Как мы видим, к этому моменту Антон столкнулся с несколькими проблемами:
- много цифр и непонятно, сколько денег можно взять на личные нужды в виде дивидендов;
- достаточно много времени уходит на то, чтобы составить полноценный отчет и узнать всю картину в бизнесе, эта рутина стала надоедать;
- нет четкого понимания, как спланировать продажи, и что нужно сделать для того, чтобы достигнуть своих финансовых целей.
Антон начинает тратить больше денег на рекламу, но каждый новый клиент становится все дороже, выручка вроде бы растет, но появляется все больше расходов. Антон решает поэкспериментировать с продажами, но для запуска бОльшего количества рекламы по всем каналам нужны деньги. Чтобы не тратить деньги компании, предприниматель решил взять небольшой кредит в банке на 200 тысяч рублей. Когда Антон пришел в банк, то его попросили предоставить отчет о движении денежных средств, чтобы банк мог убедиться в наличии возможности организации Антона вносить платежи по кредиту без просрочек. Антон раньше только слышал про этот отчет и ни разу не составлял его. А бухгалтерию он ведет в упрощенном виде и сдает налоги через онлайн-сервисы. Появилась четвертая трудность, на которую тоже придется потратить время.
С ростом бизнеса, рано или поздно каждый предприниматель сталкивается с необходимостью вести свой бизнес более прозрачно и удобно. Каждый раз делать все записи в заметках или Excel-таблицах становится все более утомительно.
Именно такие проблемы и должен решать управленческий учет.
Управленческий учет имеет очень продолжительную историю развития с того самого момента, как возникло само управление, но официально его признали как самостоятельный вид деятельности только в 1972 году в США. Несмотря на это, по сей день нет единого принятого определения, что же такое управленческий учет. Мы изучили несколько научных работ, чтобы прийти к одному мнению.
Поэтому мы сформулировали следующее толкование управленческого учета (УУ). Управленческий учет (от англ. Management Accounting) — это деятельность по обеспечению работы информационно-аналитической системы организации с целью обоснования управленческих решений и осуществления скоординированного управленческого процесса (управленческого цикла).
Если сказать проще, то УУ — это система сбора и обработки информации о разных сторонах деятельности компании. Используя аналитические инструменты, которые компания использует при ведении управленческого учета, можно принимать рациональные управленческие решения и контролировать деятельность организации.
Четко закрепленной формы управленческого учета, в отличие от финансового (бухгалтерского) учета, не существует. Поэтому мы решили показать это в виде сравнительной таблицы для самых внимательных читателей.
Из приведенной выше таблицы становится понятно, что управленческий учет — не бухгалтерский учет, и, как правило, ведение такого учета не входит в область деятельности бухгалтеров. Если обратиться к истории, то, в уже упомянутом 1972 году Национальная ассоциация бухгалтеров США (англ. National Association of Accountants) утвердила сертификационную программу «Сертифицированный управленческий бухгалтер» (англ. The Certified Management Accountant, CMA). Нетрудно догадаться, что специалисты по управленческому учету стали называться бухгалтеры управленческого учета. Их роль в компании могут выполнять самые разные лица: генеральный финансовый директор (от англ. Chief Financial Officer, CFO), вице-президент по финансам, аналитик по бюджетированию, обычный бухгалтер и многие другие. В любом случае, все зависит от квалификации специалиста.
Давайте вернемся к нашему предпринимателю. Все трудности, с которыми он столкнулся, должны решаться через некоторую информационно-аналитическую систему, которая присутствует или отсутствует в компании. У Антона такую систему образует связка:
Выгрузка данных по онлайн-кассам —> Excel-таблица —> Самостоятельный анализ ситуации в компании —> Принятие решений в зависимости от результатов анализа
Такая связка имеет право на существование, она гибка и достаточно удобна. Но, к сожалению, она требует к себе все более возрастающего внимания (вслед за развитием бизнеса), поэтому средний и крупный бизнес разрабатывает собственные корпоративные решения, которые позволяют автоматизировать всю ту рутину, которая возникает в процессе управленческого учета.
Время — самый важный ресурс, который забирает у предпринимателя подобный вариант ведения учета. Поэтому в идеале все операции по закупу товара, оплате рекламы, аренды, выплате зарплаты, ровно, как и все доходы, должны попадать в единую информационно-аналитическую систему, которая произведет все вычисления, составит отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, вычислит структуру доходов и структуру расходов, соберет все в одном месте и предоставит предпринимателю для принятия управленческого решения. Кроме того, подобная система должна иметь инструменты бюджетирования, то есть уметь построить финансовую модель для того, чтобы можно было планировать развитие своего бизнеса и видеть, к чему может привести то или иное решение. Модель должна учитывать эффективность всех рекламных каналов для построения прогнозов.
Разрабатываемая нашей командой бесплатная облачная платформа управленческого учета Syfer может помочь предпринимателям в решении проблем, описанных выше, а также сэкономит много времени. Сервис постоянно развивается и дорабатывается, но уже сейчас мы можем предложить::
- Формирование отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Теперь вы будете знать наверняка, сколько денег можно получить в виде дивидендов, зная значение чистой прибыли и реальные остатки денежных средств в организации. Кроме того, отчет о движении денежных средств можно предоставить в банк для получения кредита;
- Интеграцию с банком для предпринимателей «Точка» для автоматической синхронизации операций по вашим расчетным счетам в банке с нашей аналитической системой (помимо операций происходит выгрузка всех контрагентов, с которыми вы работали ранее);
- Ручное занесение доходных, расходных и переводных операций;
- Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженностей;
- Оперативный онлайн-чат на сайте и полноценная Служба заботы о клиентах;
- Создание фондов (виртуальных счетов) для разных нужд компании — формируйте фонды под ваши цели (например, резервный фонд);
- Ведение списка сотрудников и возможность создания индивидуального аккаунта для каждого, чтобы иметь возможность делегировать часть полномочий коллегам (полномочия в системе настраиваются);
- Создание собственных статей расходов и доходов для более детального анализа деятельности компании (в Syfer уже предустановлено более 80 стандартных статей);
- Ведение списка контрагентов;
- Удобный доступ с любого устройства, будь то смартфон или стационарный компьютер.
В ближайшем будущем мы планируем добавить интеграцию со Сбербанком, возможность построения финансовой модели для прогнозирования ситуаций, к которым могут привести ваши управленческие решения, интеграции с Roistat и Эвотор, а также управленческий баланс.
Попробовать Syfer бесплатно и сэкономить много времени вы можете, перейдя на основной сайт проекта: syfer.ru
А если у вас будут возникать вопросы, то их всегда можно задать в онлайн-чат или написать письмо в Службу заботы о клиентах.
Syfer — это акроним, который можно расшифровать по буквам: S — save (спасаем), Y — your (ваши), F — finances (финансы), ER — английское окончание, которое образует от глагола существительное — субъект деятельности. Syfer — это имя нашего проекта и инструмента аналитики, который будет спасать ваши финансы.