Время на чтение ~7 минут
Путь к предпринимательскому успеху в 50% случаев лежит через многочисленные провалы. Однако новичку необязательно допускать собственные ошибки, когда разумнее учиться на чужих. Ниже рассмотрены часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели из-за нехватки знаний, опыта или по другим причинам.
Игнорирование объективного положения дел с финансами
Серьёзная проблема — игнорирование финансовой стороны вопроса. Особенно часто встречается, когда изначально денег много. Кажется, что средств хватит буквально на всё. Однако это далеко не так. Поэтому нужно:
- узнавать реальную стоимость тех или иных услуг;
- искать по возможности подешевле;
- договариваться о скидках;
- выяснять, за что непосредственно вы платите;
- рассчитываться за результат. Нельзя давать аванс на 100%, так как это демотивирует трудиться над заказом.
Ещё один принципиальный момент — это стоимость привлечения клиента. Если средний чек получается ниже этой стоимости клиента, то вы работаете в убыток, дешевле ничего не делать. В таких ситуациях нужно или повышать средний чек, если это выполнимо, или убирать дорогие каналы рекламы, оптимизировать то, что есть. А лучше двигаться во всех направлениях.
Слабая подготовка (недостаточная или слабо проведённая)
Зачастую предприниматели недооценивают значение подготовки. Они резко стартуют, стараясь успеть удовлетворить спрос потребителя, занять нишу. Скорость действительно важна. Однако без грамотного планирования можно быстро обанкротиться, что происходит с 7 из 10 новичков. И в 50% ситуаций такие проблемы у них возникают по причине слабой подготовки. Плюс без продуманной стратегии не будет контроля над бизнесом. Поэтому если нет плана, многое начинает зависеть от удачи.
Сделанные выводы:
- следует понимать себестоимость продукции и то, какую минимальную цену товара поставить отпускной;
- важно разобраться, что ждёт на первых этапах строительства бизнеса;
- нужно создавать план В на случай, если подведёт подрядчик, например;
- принципиально контролировать, что делают сотрудники, распределять между ними обязанности, делить зоны ответственности.
Начало бизнеса без проверки ниши и предприятия
Один из допустивших такую ошибку предпринимателей рассказал об опыте покупки бизнеса без проверки — магазина цветов и подарков. Он отметил, что в качестве главного аргумента выступил каталог, а также сведения о якобы значительном обороте. На самом деле сведения не отражали реального положения дел, продаж не было, прибыль как таковая отсутствовала. В итоге было решено закрыться, а продукцию продать. Однако постепенно начали поступать заказы на смежные товары. Это и привело к созданию нового бизнеса.
Сделанные выводы:
- выход на рынок, в особенности если ниша — новая, должен сопровождаться проверкой;
- продавцу доверять на 100% нельзя, не в его интересах показывать обратную сторону;
- нишу, которую выбрали для себя, надо изучать;
- информацию желательно анализировать без спешки;
- эмоции мешают при проведении сделки.
Отсутствие надлежащей проверки партнёра
Бизнес самостоятельно открыть сложно. Поэтому начинающие предприниматели ищут надёжных партнёров, полагая, что это им поможет. Разумеется, проводят проверки. Однако при изучении потенциального партнёра на первый план выходит благонадёжность, а не разбирательство с тем, смотрите ли вы в одну сторону. Поэтому нередко бывает так, что различные люди представляют себе далеко не одно и то же в плане бизнеса.
Иногда компромисса достичь не удаётся. И это нормально. Главное — выявить такие моменты на начальном этапе, когда переделывать или терять 90% не придётся.
Выбор того, что интересует только вас
Многие предприниматели загораются какой-то идеей. Она кажется им крутой, оригинальной и безумно интересной. Они воодушевлены ею, как писатель — книгой. Однако в действительности может быть так, что конкретный товар (или услуга) никому не нужен. Или же что это востребовано только у очень небольшого количества людей, то есть бизнес на таком спросе просто нереально построить. Поэтому не забывайте, что основа успеха — это востребованность идеи.
Отсутствие действий
Некоторые предприниматели — это люди, которые являются бизнесменами преимущественно в своём представлении. Они фантазируют о запуске бизнеса, однако не решаются сделать шаг. Для начала идею нужно хотя бы оцифровать, как-то визуализировать. А в целом чем больше будет сделано шагов по направлению к тому, чтобы придать такой идее конкретную форму, тем лучше.
Нежелание перенимать опыт
Сейчас можно найти себе бизнес-наставника, ментора, который готов поделиться своими знаниями о корпоративной культуре, о правильном структурировании бизнеса, а также о многом другом. Нередко такая передача опыта происходит даже бесплатно. Главное — показывать искреннее желание получить знания, а также готовность их применять. Ряд менторов охотно помогают новичкам в деле бизнеса.
Страх крупных проектов
Многие предприниматели при выходе на рынок боятся замахиваться на крупные проекты. Они также не готовы взяться за серьёзные тендеры. Такой подход означает упущенную прибыль. Игнорируется масса возможностей неплохо заработать.
Иногда неготовность к крупным проектам проявляется буквально: сайт может быть не рассчитан на большое количество заказов или даже на значительное количество посетителей. В результате он оказывается недоступен. Поэтому при запуске бизнеса всегда надо учитывать вероятность успеха.
Слабое тестирование рынка
В указанном случае тоже имеются конкретные примеры. Один из основателей масштабного сейчас бизнеса решил поделиться своим опытом на условиях анонимности. Он рассказал, что первый запуск бизнеса хотел сделать как можно лучше, избежать каких угодно типовых ошибок. В результате вывод предприятия произошёл позже, чем изначально предполагалось. Как следствие, ситуация на рынке изменилась, продукт в выпускаемом виде оказался не настолько востребованным, как мог бы. То есть время выхода на старт перестало быть подходящим.
В действительности же важно понимать, что именно предлагаешь, кому, на каких условиях. Только так получится найти контакт с потребителем.
Расчёт на широкую аудиторию
Если ориентированы на предельно широкую аудиторию, есть риск упустить из вида важные запросы от конкретных покупателей. Продукт в целом никому не нужен. Вряд ли кто-то будет всерьёз интересоваться компанией, которая продаёт туры по всем странам мира, если ни одно направление всерьёз не проработано. Зато если компания помогает отправиться на отдых в Санкт-Петербург и готова предоставить всю информацию, вероятность того, что фирма привлечёт к себе внимание, будет намного выше. Нужна конкретика, тщательная проработка.
Поэтому начинать лучше всего с узкой ниши. И уже от неё потом можно будет отталкиваться. А тщательное изучение этой ниши никому не помешает.
Ошибки у начинающего предпринимателя — это нормально. Однако их объективно можно избежать. Для этого нужно разобраться в том, на какие грабли наступают чаще, и внимательно всё проанализировать, чтобы не последовать отрицательному примеру.
Таким образом, основными ошибками начинающего предпринимателя часто становятся:
- Недостаточное внимание к финансам, с которыми вам с легкостью поможет наш сервис управленческого учета Syfer;
- Нет предварительной подготовки, планирования, минимальной оцифровки своего будущего дела;
- Сразу в бой, вместо предварительного тестирования ниши с MVP (минимальный жизнеспособный продукт);
- Разное видение развития компании вами и вашим партнером;
- Слепая вера, при которой делается бизнес на том, что нравится предпринимателю и очень ограниченному кругу потребителей;
- Затягивание с подготовкой, отсутствие реальных действий;
- Отсутствие наставника/ментора;
- Страх крупных проектов;
- Не проводится тестирование рынка;
- Выбор широкой ниши «для всех».