Время на чтение ~9 минут
Без транспортных расходов в 2021 в каком угодно из крупных городов не обойтись. У современного человека есть 3 варианта (не считая общественного транспорта) — личный автомобиль, каршеринг или такси. Выгодный способ перемещения можно рассчитать согласно ежедневным маршрутам. Заодно получится сравнить, какой вариант выгоднее.
Стоит учесть, что достоинства конкретного способа напрямую зависят от специфики использования транспортного средства, количества человек. Поэтому вычисления будут до определённой степени условными. В статье на примере показывается, как благодаря калькулятору расходов на личный транспорт разобраться с тратами на ежедневные поездки, совершаемые по городу. Читатель может использовать указанный инструмент и осознать, что выгоднее.
Сколько стоит содержать автомобиль
Первым делом нужно разобрать ежедневные расходы на авто. Они состоит из 3 категорий:
- Амортизационные расходы. Стоимость автомобиля падает ежегодно с увеличением срока эксплуатации и километров пробега. Допустим, приобрели машину по цене 1 миллион рублей. Через год её стоимость будет снижена на 267,3 тысяч. Это усреднённые показатели. Потеря в цене происходит по-разному, обусловлена моделью, комплектацией, положением дел на рынке, текущим курсом валют.
- Страховка КАСКО — добровольные расходы, составляющие примерно 23% от стандартных трат. Указанный полис позволяет вернуть стоимость транспортного средства при повреждении, уничтожении, потере в связи с угоном. Страховка КАСКО становится обязательной при оформлении автокредита. Банки не выдадут займ без покупки соответствующего полиса.
- Траты на расходные материалы и обязательные платежи. Это налоги, ОСАГО, средства на техобслуживание, топливо, мойка, шиномонтаж и ремонт.
Учтите, что цена ОСАГО зависит от множества факторов. Это город регистрации автолюбителя, возраст человека, водительский стаж, мощность двигателя транспортного средства. Факт наличия аварий в прошлом, как и их количество, тоже важны. Цену ОСАГО также устанавливают страховщики.
Расходы на транспортный налог тоже варьируются. Чем выше показатель мощности двигателя такого автомобиля, тем больше будет налог.
Как выполнить расчёт расходов на передвижение
Яндекс предлагает калькулятор, позволяющий разобраться с тратами на перемещение. Это отдельная программа, в которую уже внесены данные по расходам, связанным со стоимостью использования машины в год. Такой вариант можно сравнить с альтернативой в виде такси и каршеринга. Указанный подход помогает понять, что выгоднее.
Для вычислений нужно указать свой город, так как от населённого пункта могут зависеть конкретные траты. Марка автомобиля тоже имеет значение. Естественно, надо не забывать о регулярных маршрутах. Фиксация расходов происходит с учётом амортизации. Если автомобиль отсутствует, можно взять усреднённый вариант.
Характер трат меняется в зависимости от цены автомобиля. Картина также будет другой, если машины вообще нет. Поэтому стоит изучить 3 распространённые ситуации: авто эконом-класса, премиального сегмента или автомобиля нет.
Автомобиль эконом-класса
Расходы в качестве примера рассчитаны для жителя Москвы. В роли бюджетного транспорта калькулятор Яндекса по умолчанию предлагает Hyundai Solaris. Это популярный вариант автомобиля, поэтому оставим его. Столичный житель может запросто каждый день совершать поездки по 21 км в одну сторону. Для того, кто живёт в спальном районе, а работает ближе к центру или в другом районе, это вполне реально.
Теперь факты:
- Средняя стоимость такой машины составляет 882 716 рубля.
- Амортизационные расходы за год — 150 062 рублей. То есть через год автомобиль можно продать уже по цене 732 654.
- Средний расход на 100 км составляет 6,6 литров. Точные показатели зависят от состояния машины и модификации. При стоимости топлива 43,1 рубль за литр и 7 поездок туда и обратно в неделю (допустим, на работу и с работы, а также по магазинам или для развлечений) общие расходы в год достигнут 43 488 рублей.
- Усреднённые расходы на ОСАГО в год в Московском регионе на машину эконом-класса в 2021 году составляют 12 938 рублей.
- Траты на КАСКО — 64 600 рублей. Это тоже усреднённые показатели. Напоминаем, что КАСКО — добровольное страхование, если только вы не оформили автокредит.
- Все указанные расчёты предполагают проезд только по регулярным маршрутам минимум 15 288 км. Вычисления сделаны с ориентацией на год.
- Техобслуживание необходимо в обязательном порядке проходить ежегодно. Предъявление диагностической карты отменили для оформления ОСАГО. Но это не освободило водителей от необходимости проходить ТО. В Москве на 2021 год указанная процедура стоит 14 067 рублей.
- Мойку машины необходимо проводить от 2 раз в месяц, шиномонтаж — 2 раза в год. Расходы — от 120 тысяч рублей. Конкретика зависит от того, где проводить указанную процедуру.
- Транспортный налог в Москве и в Подмосковье начисляется из расчёта 25 рублей за 1 л. с. Для автомобиля эконом-класса 123 л. с. — усреднённая норма. Если исходить из неё, то на ежегодный налог следует выделять 3075 рублей.
Можно сделать более точный расчёт. Для этого нужно указывать не средние рыночные цены, а свои. Корректировка в первую очередь касается цен на мойку, шиномонтаж, ТО, КАСКО, ОСАГО.
Программа позволяет описать маршруты, количество поездок. Плюс если автомобиль приобретён в кредит, то проценты по займам добавляются к тратам. По итогам расчётов можно оценить альтернативы.
Как легко понять, для машины эконом-класса альтернатива будет дороже. Плюс не стоит забывать о комфорте личного авто.
Автомобиль премиальной категории
Ситуация другая, если взять автомобиль премиального сегмента. Допустим, Range Rover. Стоимость такой машины составляет 8 146 511 рублей — цена, предлагаемая калькулятором Яндекса.
Проводим расчёты:
- Средний расход на топливо возрастает до 6,9 литров на 100 км. Цена литра — 47,6 рублей. При прежнем маршруте траты на топливо выросли бы до 50 212 рублей в год.
- ОСАГО для автомобиля в год увеличивается до 14 786 рублей.
- КАСКО возрастает гораздо существеннее. Выплаты на него в год достигают 408 598 рублей. Однако с учётом рисков для автомобиля премиального сегмента такие расходы оправданы. Стоит принять во внимание, что КАСКО обязательно исключительно при оформлении автокредита. В остальных случаях покупка данного полиса — добровольна.
- Расходы на ТО тоже возрастают. В среднем по Москве они стоят от 150 тысяч рублей в год и больше. Конкретные условия обслуживания сильно зависят от условий покупки автомобиля, гарантийных обязательств, состояния машины и других факторов.
- Существенно возрастает и транспортный налог. Его рассчитывать нужно по повышенной ставке для дорогих машин. Ежегодные отчисления составят 31 125 рублей.
Стоит отметить, что больше всего расходов возрастает за счёт амортизации. Однако и увеличение страховки, а также налога нельзя игнорировать. При сравнении с альтернативными вариантами имеет смысл выставлять такси бизнес-класса, а не эконом. Это ближе к использованию премиального авто.
Но даже при повышении расходов на альтернативные варианты они всё равно выигрывают. Такси выгоднее примерно в 2 раза, каршеринг — почти в 6.
При отсутствии машины
При отсутствии автомобиля рекомендуют пользоваться каршерингом. Все сопутствующие расходы оператор берёт на себя. Это оптимальный вариант для редких поездок, если нет своей машины или нет возможности ею пользоваться. Каршеринг также подходит для редких поездок: командировки, выезды за город.
Каршеринг можно использовать вместо своего автомобиля при наличии прав. Но на практике есть нюансы. Во-первых, машины дают в аренду при минимальном водительском стаже. Во-вторых, оператор может отказать при большом количестве аварий в прошлом или при рискованной езде (в России постепенно создаются базы данных на таких водителей). В-третьих, цены на каршеринг в Москве могут варьироваться в зависимости от времени аренды. На выходные, например, дают скидки. Постоянным клиентам — выгодные условия.
Каршеринг — наиболее привлекательный вариант для тех, кто совершает частые поездки, но не готов к покупке собственного автомобиля или не располагает в настоящем нужными финансами. У него также есть другие достоинства:
- Можно попробовать поездить на разных авто.
- Позволяет не волноваться о страховке.
Подведение итогов
Покупка личного автомобиля означает ряд расходов: ОСАГО, КАСКО, топливо, техобслуживание и техосмотр, шиномонтаж, мойка, парковка, штрафы. Стоит учитывать и амортизационные отчисления. Однако покупка такого транспортного средства не означает, что вы непременно потеряете средства. Автомобиль через несколько лет можно реализовать по неплохой сумме, особенно при небольшом километраже пробега и при аккуратном обращении.
Но у каршеринга есть неоспоримые преимущества: возможность пользоваться тем же автомобилем, однако не волнуясь по поводу ТО, расходных материалов, транспортного налога, ОСАГО и КАСКО. Все эти траты берёт на себя оператор. В Москве сейчас таких служб довольно много, поэтому есть возможность спокойно выбрать подходящий вариант.
Такси — наименее выгодный вариант для жителей столицы. Он выглядит привлекательнее только использования автомобиля премиального сегмента и то исключительно с учётом существенной суммы амортизации.
Поэтому:
- Личный автомобиль эконом-класса — самый выгодный и доступный даже для человека с небольшим доходом вариант.
- Каршеринг — на втором месте. Указанный способ подойдёт для водителей, которые аккуратно ездят и обладают необходимым стажем.
- Такси становится выгодным, когда речь идёт об эконом-варианте или о бизнесе, но только по сравнению с автомобилем из премиального сегмента.
- Поездки на дорогой машине в Москве обойдутся дороже всего, что предсказуемо. Возрастают расходы на топливо, ОСАГО, КАСКО. Увеличивается транспортный налог. На расходные материалы тоже нужно тратить больше. Но сильнее всего увеличивается амортизация.
Выбор подходящего варианта зависит от того, какой у вас водительский стаж, на что ориентированы. Большинство останавливаются или на личном авто эконом-класса, или на сервисе каршеринга.