Как учитывать себестоимость — Syfer Journal

Как учитывать себестоимость

Как учитывать себестоимость

Время на чтение ~7 минут

Себестоимость товара или услуги — одно из базовых понятий. Знание такой информации даёт возможность бизнесмену понять, насколько выгодно будет вести продажи по рыночной цене. На основании себестоимости можно вычислить маржинальность, узнать предполагаемый доход с каждой сделки. А понимание того, из чего состоит себестоимость, помогает увеличивать прибыль. Для этого достаточно уменьшить расходы на создание товара или на предоставление услуги. 

Но для начала разумно разобраться, как правильно рассчитать себестоимость. Не все предприниматели умеют это делать. Необходимо учитывать общую картину. 

Что такое себестоимость 

Под обозначенным показателем стоит подразумевать все расходы, которые собственник предприятия делает, чтобы продать товар или услугу. Некоторые владельцы бизнеса ошибочно ставят знак равенства между себестоимостью и исключительно сырьём. Однако таким образом они не учитывают ряд расходов. 

В состав себестоимости может входить несколько показателей: 

  • цена сырья или составных деталей;
  • транспортные расходы;
  • средства на амортизацию оборудования;
  • оплата коммунальных услуг;
  • зарплата работников;
  • налоговые и страховые выплаты;
  • деньги на хранение товара на складе;
  • расходы на аренду производственных помещений;
  • рекламный бюджет. 

Иногда собственник бизнеса продаёт чужой товар. В таком случае расходы на сырьё можно исключить из обозначенной схемы. Вместо них добавляются деньги на изначальную закупку. Периодически покупатель напрямую оплачивает доставку товара со склада себе на дом. В таком случае эти расходы не будут частью себестоимости. А иначе их нужно туда включить. 

Для удобства можно разделить расходы, связанные с себестоимостью, на группы. Общепринятой является такая классификация: 

  • производственные — все траты, обусловленные выпуском товара;
  • коммерческие — расходы, связанные с продажей продукции. 

Почему важно знать себестоимость

Внимание к вопросам себестоимости понятно далеко не всем. Бизнесу критично важно знать такой показатель по следующим причинам: 

  1. Цена на товар будет корректной. Отдельные владельцы бизнеса учитывают строго рыночные тенденции. Это ошибочный подход, поскольку чреват риском начать продавать ниже себестоимости. Если показатель выше, то нужно что-то менять. Можно снизить себестоимость или увеличить расходы на маркетинг, чтобы убедить покупателя, что ваш товар заслуживает таких денег. 
  2. Знание себестоимости помогает управлять расходами. У цены каждого товара или услуги есть верхняя планка, выше которой нет смысла подниматься, так как продать не выйдет. Ваша себестоимость должна быть на порядок ниже этого показателя, чтобы можно было получить доход. 
  3. Информация помогает понять, стоит ли вкладываться в бизнес. Иногда представитель мелкого предпринимательства не может обеспечить низкую себестоимость и составить конкуренцию крупным производствам. А продавать по цене выше рынка невыгодно, так как спроса не будет. В таком случае разумнее работать с другим товаром, вкладывать деньги во что-то ещё. И лучше такую информацию получить до запуска бизнеса. 
  4. Сведения о себестоимости предоставляют возможность управлять прибылью. Зная, сколько конкретно средств уходит на создание товара или на оказание услуги, предприниматель может контролировать ситуацию. Цена товара — это комбинация себестоимости и прибыли. И чем меньше первый показатель, тем выше — второй. 

Что такое фактическая и нормативная себестоимость 

В предпринимательстве традиционно считают 2 вида себестоимости — нормативную и фактическую. Первая — это планируемая. Её закладывают на стадии создания бизнес-проекта, выстраивании финансовой стратегии. Ведь для управления нужно изначально всё рассчитать. 

Фактическая себестоимость — это данные, которые получились по результату. Когда она совпадает с нормативной или когда разница не особо существенная, всё под контролем. Это означает, что собственник предприятия видит картину на 100%, управляет ситуацией. 

Но иногда фактическая себестоимость оказывается выше нормативной. Это не трагедия, как правило, если своевременно заметить такой перекос. Подобное расхождение происходит по разным причинам: 

  1. Закупка сырья происходит в другой стране, на разнице сказались валютные колебания. 
  2. Возникли непредвиденные расходы, форс-мажор. 
  3. Цена на конкретное сырьё возросла в последний момент. 

Нормативную и фактическую себестоимость нужно постоянно пересчитывать. Это помогает управлять бизнесом. 

Методы расчёта себестоимости 

Вести вычисления можно различными способами. Классификация бывает по технологии производства: 

  • позаказный метод — оптимальный вариант для студии, создающей штучные проекты. Пересчёт нужно вести каждый раз заново;
  • попередельный — этот способ подходит для сложного производства, подразумевает разделение на этапы;
  • попроцессный — в обозначенном случае механизм создания предусматривается простым. Поэтому расчёт идёт за весь процесс. 

Вычисление себестоимости также делится в зависимости от полноты включения расходов. Бывают такие варианты: 

  • полная себестоимость — подход подразумевает включение прямых и косвенных расходов. Однако последние трудно распределить между несколькими товарами;
  • директ костинг (direct costing) — только прямые расходы. Многие собственники предприятия предпочитают этот вариант, так как он помогает получить объективные показатели, с которыми реально выходить на рынок. 

Как вести расчёты 

Большинство собственников бизнеса выбирают для расчёта себестоимости директ костинг. Для использования этого метода нужно разделить расходы: 

  • прямые — перечисление средств для оплаты покупки сырья, зарплаты рабочим, денег на доставку;
  • косвенные — аренда офиса, коммунальные услуги, налоги (расходы, которые нельзя отнести на какой-то конкретный продукт).

Установить косвенные расходы легко. Они остаются, даже если ничего не производить или не предоставлять услуги. Это вложения, которые нужны для существования непосредственно компании. 

Однако на 100% игнорировать косвенные расходы нельзя. Их нужно учитывать в целом, чтобы предприятие могло работать выгодно для себя. Поэтому при расчёте себестоимости надо принимать во внимание также точку безубыточности. Это показатель, при достижении которого фирма может работать не в убыток себе, но и без образования прибыли. Точку безубыточности необходимо периодически пересчитывать. 

Что нужно знать о себестоимости 

Снижение себестоимости помогает повышать прибыль. Однако чрезмерно увлекаться таким процессом не следует. При слишком низкой себестоимости возникает риск падения качества товара (услуги). Вследствие этого тот потеряет привлекательность для покупателя. Иногда выгоднее даже поднять себестоимость и цену, если это будет обоснованно. 

При изменении себестоимости необходимо учитывать ряд факторов: 

  1. Каков потребительский портрет покупателя. 
  2. Каковы финансовые возможности целевой аудитории. 
  3. Готов ли клиент платить конкретную цену. 
  4. Насколько высока потребность в предлагаемом продукте. 
  5. За счёт чего можно снизить или повысить себестоимость. 
  6. Какова текущая рыночная цена продукта. 
  7. Что предлагают конкуренты. 

Это базовая информация. В действительности можно собрать ещё больше данных, чтобы увидеть всю картину. И помните, что затягивать процесс сбора сведений не нужно, потому что в противном случае они способны устареть. Актуальность информации тоже имеет значение. 

Заключение 

Себестоимость — это непосредственно расходы на создание товара (услуги), которые нужны, чтобы можно было продать (оказать). Правильный подход к вычислению себестоимости помогает управлять прибылью, понимать, насколько рентабелен конкретный бизнес. Поэтому такие расчёты в первый раз необходимо делать ещё на этапе создания бизнес-плана. 

Важно:

  1. Понимать, что такое себестоимость, что собой представляет. 
  2. Разобраться, для чего собственнику предприятия нужно её учитывать. 
  3. Понять, чем нормативная себестоимость отличается от фактической. 
  4. Узнать методы расчёта. 
  5. Выяснить, как рассчитывать себестоимость наилучшим образом. 
  6. Принять во внимание, как управлять этим показателем. 
  7. Учесть нюансы, связанные с себестоимостью. 

Управление расходами на создание товара позволяет управлять прибылью. Поэтому собственнику всегда нужно следить за обозначенным показателем. От этого зависит контролируемость предприятия.